Понятия со словосочетанием «поздний период»

Поздний период в истории Древнего Египта охватывает правление фараонов XXVI—XXX династий (664—332 до н. э.). Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны Персидской империей и затем Александром Македонским.

Связанные понятия

Скандинавский (северный, североевропейский) бронзовый век — название археологической культуры или группы культур бронзового века в доисторической Скандинавии, которое ввёл в обиход Оскар Монтелиус. Термин охватывает период 1700—500 гг. до н. э., а памятники встречаются вплоть до территории Эстонии. Наследует культурам позднего неолита. Этнический и языковой состав неизвестен ввиду отсутствия письменных памятников, однако наблюдается культурная преемственность с последующими германоязычными культурами...
Староегипетский ранний язык — язык жителей Древнего Египта, одна из стадий египетского языка. Основное распространение — Додинастический период и период Раннего царства (ок. XXXI—XXVI вв. до н. э.).
Эоли́т — устаревший археологический термин, который предложил французский археолог Габриэль де Мортилье (1821—1898). Термин означал хронологическую эпоху, непосредственно предшествовавшую палеолиту. В настоящее время термин не употребляется, так как «кремневые орудия», которые Мортилье относил к данной эпохе, как установлено, имели природное происхождение.
Протоистория, англ. protohistory, нем. Frühgeschichte — термин, распространённый в зарубежной исторической литературе, но не укоренившийся в российской. Означает переходный период между доисторической эпохой и эпохой письменной истории, когда рассматриваемая культура или цивилизация ещё не создала своей письменности, однако уже попала в поле внимания других, имеющих письменность культур, и таким образом оказывается засвидетельствованной в письменных документах.
Иберийское схематическое искусство — большая группа доисторических изображений, в основном пещерных рисунков, обнаруженных на Иберийском полуострове и относящихся к первым металлургическим культурам полуострова (в ряде мест даже до начала железного века). Хронология иберийских схематических изображений остаётся спорной, однако большинство археологов относят их к периоду 4-1 тыс. до н. э. В ряде мест последние образцы схематического искусства сосуществовали с ранней стадией левантийского искусства...
Амри — археологический памятник на территории современного Пакистана. Является характерным для так называемой культуры Амри, предшествовавшей хараппской цивилизации во многих местах.
Культура серой расписной керамики — археологическая культура железного века, существовавшая в долине Ганга в период около 1100—350 гг. до н. э. В ряде мест сосуществовала с культурой чёрной и красной керамики, в ряде мест наследовала ей. Предположительно соответствует позднему ведийскому периоду. Наследником данной культуры является культура северной чёрной лощёной керамики начиная примерно с 500 г. до н. э.
Интернациональный стиль бронзового века — определение, данное рядом археологов для стиля предметов роскоши (прежде всего из слоновой кости, фаянса или металла) позднего бронзового века, происходящих из восточного Средиземноморья. Стиль был распространён в 14 и 13 веках до н. э. Термин принят не всеми археологами. Впервые его предложил египтолог Уильям Стивенсон Смит в 1960-е годы в связи с тем, что для данного стиля характерно смешение египетских, месопотамских и эгейских элементов, из-за чего даже...
Староегипетский язык, староегипетский классический (в науч. лит-ре: англ. Old Egyptian, фр. ancien égyptien, нем. Altägyptisch) — язык жителей Древнего Египта, одна из стадий египетского языка. Основное распространение — периоды Старого царства и Первый переходный (ок. XXVI—XX вв. до н. э.). В российской египтологии термин предложен учёным Ю. Я. Перепелкиным:1.
Архаи́ческий пери́од в исто́рии Гре́ции (750—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период...

Подробнее: Архаическая Греция
Доистори́ческие во́йны происходили в период до изобретения письма и образования государства как крупного социального института. Данный промежуток военной истории охватывает большой временной период, включающий палеолит, мезолит, неолит и бронзовый век.
Культура охряной расписной керамики (ОРК) — культура эпохи бронзового века, существовавшая во 2 тыс. до н. э. на территории долины Ганга-Ямуна. Является наследником хараппской цивилизации, какое-то время сосуществовала с ней. Культура ОРК представляет собой последнюю стадию бронзового века Индии; ей на смену приходят культуры железного века, а именно культура чёрной и красной керамики и культура серой расписной керамики. Ранние образцы ОРК найдены около Джодхпуры в Раджастхане и датируются 3 тыс...
Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.
Талуд-Таблеро — архитектурный стиль мезоамериканских индейцев. Относящиеся к нему постройки состоят из платформы-структуры (таблеро) и наклонённой внутрь поверхности или панели (талуд) на вершине. Термин также может означать наклонно-панельный стиль.
Табличка из Киша — табличка из песчаника, обнаруженная при раскопках Телль аль-Ухаймира в провинции Бабиль, Ирак, где ранее находился шумерский город Киш. Табличка датируется около 3500 г. до н. э. (средний Урукский период). В настоящее время хранится в коллекции Эшмолеанского музея в Оксфорде.
Раннее царство (Архаическая эпоха, Тинисский период, раннединастический период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.
Ханива (яп. 埴輪, «глиняный круг») — японские керамические скульптуры периода Кофун в виде цилиндрических труб, посуды, животных и людей, которые устанавливались на вершинах курганов — могил древнеяпонских монархов и аристократов. Ханива сосуществовали с другими стилями керамики — Хадзи, Суэ, изделиями культур сацумон и охотской культуры.
Культура чёрной и красной керамики — археологическая культура севера полуострова Индостан эпохи раннего железного века. Датируется примерно 12 — 9 вв. до н. э., и связывается с ведийской цивилизацией времён после Ригведы.
Букраний, множественное число букрании (др.-греч. βουκράνιον — «череп быка») — часто употребляемый орнамент в классической архитектуре, изначально появляется в дорическом ордере и как правило размещался в метопе фриза, впоследствии вновь вводится в обращение в эпоху ренессанса. Однако есть основания предполагать, что в античную культуру Древней Греции этот элемент был перенесён ещё из доисторической эпохи и с других географических пространств. Это можно обосновать артефактами, найденными на территории...
Неоли́т (др.-греч. νέος — «новый» + др.-греч. λίθος — «камень») или новокаменный век — период человеческой истории, выделенный Джоном Лаббоком в XIX веке как оппозиция палеолиту внутри каменного века. Характерные черты неолита — каменные шлифованные и просверленные орудия.
Билингва — техника росписи древнегреческих ваз, существовавшая в Аттике в переходный период от чернофигурной к краснофигурной вазописи. На одной стороне керамического сосуда находится изображение, выполненное в более раннем чернофигурном стиле, а на другой — краснофигурное изображение, иногда на тот же самый сюжет. Такие вазы изготавливались очень краткий период времени, предположительно для того, чтобы обеспечить сбыт керамики в новом неизвестном краснофигурном стиле. В технике билингвы работали...
Эпипалеолит — термин, используемый для обозначения «изделий конечного периода Верхнего палеолита в конце последней ледниковой эпохи, которые по технологии совпадают с мезолитическими изделиями».
Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Эламское линейное письмо — письменность эпохи бронзового века, распространённая в древнем Эламе. До наших дней дошло только несколько монументальных надписей и надписей на глине (всего 22 документа). Использовалась параллельно с эламской разновидностью аккадской клинописи и, по всей видимости, для текстов на эламском языке.
Лендьель (венг. Lengyel) — центральноевропейская археологическая культура эпохи неолита (4900—3400 гг. до н. э.).
Бронзовый век на территории Европы последовал за европейским медным веком (западными археологами рассматривается как финальный этап неолита) в конце III тыс. до н. э. (поздняя традиция колоколовидных кубков). На большей части Европы бронзовый век почти полностью охватывал II тыс. до н. э., однако в Восточном Средиземноморье он закончился вместе с бронзовым коллапсом, когда погибли или пришли в упадок практически все цивилизации в регионе от Греции до Месопотамии, тогда как в Атлантической Европе...

Подробнее: Европа бронзового века
Культура сетчатой керамики, культура ложнотекстильной керамики — археологическая культура позднего бронзового века (вторая половина II — первая половина I тыс. до н. э.), занимавшая широкую полосу от среднего Поволжья до востока и севера Фенноскандии (включая Карелию). Характеризуется керамикой, украшенной отпечатками грубых тканей и рыболовных сетей. Сложилась на основе элементов ямочно-гребенчатой керамики, фатьяновской и поздняковской, причём последняя отчасти синхронна сетчатой. Послужила мощным...
Уйбатский чаатас — могильник в 6 км к юго-востоку от станции Уйбат в Республике Хакасия. Погребения датируются временем от III в. до н. э. до VII—VIII вв. н. э. Наиболее древние определены как относящиеся к тагарской культуре. Большинство принадлежат к таштыкской культуре. При археологических раскопках 1936 и 1938 (С. В. Киселев, Евтюхова Л. А. и др.) в погребениях таштыкской родоплеменной знати (I в. до н. э. — V в. н. э.) найдены портретные маски погребальные из гипса и терракоты, деревянная резная...
Монумента́льная жи́вопись — разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Иногда для обозначения произведений такого рода используется термин «мураль» (от исп. mural — настенная живопись). Также возможно определение «монументально-декоративная роспись».
Культура пещер, в которой прослеживается заметное влияние восточных культур, была распространена в центральной части Испании около 4000 — 3000 гг. до н. э. Названа так потому, что большинство материалов данной культуры обнаружено в пещерах.
Германский железный век, ГЖВ, по классификации О. Монтелиуса — период в развитии Северной Европы (400—800 гг. н. э.), когда в результате упадка Западной Римской империи германские племена оказались вовлечены в процесс Великого переселения народов. ГЖВ является продолжением римского железного века и знаменуется возникновением большого числа германских королевств. На территории Скандинавии за германским железным веком следует эпоха викингов.
«Венеры палеолита» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются, главным образом, в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.
Культура северной чёрной лощёной керамики (СЧЛК) существовала в Южной Азии в период около 700—200 годов до н. э. и является наследником расписной серой керамики. Расцвет культуры приходится на период около 500—300 годов до н. э., что хронологически совпадает с расцветом империи Маурья.
Культу́ра штрихо́ванной кера́мики — балтская археологическая культура железного века (VII век до н. э. — V век н. э.), расположенная на территории восточной Литвы, юго-восточной Латвии, а также северо-западной и центральной Белоруссии. Разделяется на ранний и поздний периоды. В позднем периоде культурные изменения связаны с широким распространением металлургии и контактами с Римской империей, а также расширением ареала культуры на юго-востоке и влиянием зарубинецкой культуры.
Скифская триада — три характерных археологических признака, характерных для скифской культуры: оружие (особенно железный меч акинак), конское снаряжение и звериный стиль. По этим особенным вещам определяют, является ли найденное захоронение скифским. Понятие введено в 1954 Б. Н. Граковым и А. И. Мелюковой, вскоре прижилось и стало «визитной карточкой» скифов. Существуют также аналогичные редко использующиеся понятия «сакская» и «сарматская» триада.
Иску́сство Средневеко́вья — период истории искусства на Западе, длившийся около 1000 лет. Обычно под этим термином понимается развитие искусства на территории Европы, Среднего Востока и Северной Африки.
Гипо́теза неолити́ческой креолиза́ции, которую впервые выдвинул британский археолог чешского происхождения Марек Звелебил в 1995 году, касается вопроса индоевропейской прародины. Данная гипотеза рассматривает Северную Европу эпохи неолита как своеобразный плавильный котёл культур пришельцев — неолитических земледельцев с коренными мезолитическими охотниками и собирателями, в результате чего возникли индоевропейские языки.
Шуме́р (аккад. Šumerû, шум. Ki-en-gi(-r)) — историческая область в Южной Месопотамии (южная часть современного Ирака), а также название ранней цивилизации, существовавшей в указанной области и смежных районах в эпоху ранней бронзы (середина IV—III тысячелетия до н. э.). Шумерская цивилизация — составная часть единой шумеро-аккадской цивилизации Древней Месопотамии; вероятно, она является древнейшей в мире, а её коренную территорию традиционно называют «колыбелью цивилизации».
Лесной неолит — локальная разновидность неолита, характерная для лесной зоны Восточной Европы. Отличается консерватизмом, сохранением «пережиточных» черт мезолита и отсутствием «бурных» форм неолитической революции, характерных для степного или классического неолита (переходу к производящим формам хозяйства, появление письменности и протогородов). В лесном неолите сохраняется ведущая роль охоты и рыболовства, а также использование каменных орудий труда, однако появляется керамика и оседлые поселения...
Нураг, или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами.

Подробнее: Нураги
(Эль-)Аргарская археологическая культура раннего бронзового века в Европе, существовавшая в период 1800—1550 гг. до н. э. (по устаревшей некалиброванной датировке — до 1300 г.) Названа по своему характерному памятнику Эль-Аргар, El Argar в окрестностях города Антас в провинции Альмерия на юго-востоке Испании.
Микенская цивилизация или Ахейская Греция — культурный период в истории доисторической Греции с XVI по XI век до н. э., бронзового века, часть крито-микенской культуры. Получила своё название по городу Микены на полуострове Пелопоннес. Другими важными полисами этого периода были Аргос, Тиринф и Пилос. В противоположность минойцам, культура которых достигает расцвета благодаря мирному существованию и оживлённой торговле, микенцы были завоевателями.
Строгий стиль был основным стилем греческой скульптуры в период ранней классики, то есть приблизительно 490—450 гг. до н. э. Он отмечен разрушением канонических форм искусства архаики и переходом к более широкому словарю, характерному для классики конца V столетия. Этот стиль был распространен во многих городах греческого мира и представлен различными видами: круглыми скульптурами из бронзы, стелами и рельефами. Возможно, наиболее великолепное воплощение строгого стиля — это метопы Храма Зевса в...
Звериный стиль — орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем человеческих фигур и птиц, полностью подчиняя изобразительные мотивы ритмам декоративного неизобразительного искусства.
Кельтское искусство — это определенный стиль, который исторически связан с кельтами — племенами, населявшими Западную и Центральную Европу. Наибольшего расцвета их искусство достигло в период латенской культуры, когда происходило формирование цивилизации, носителями которой являлись кельтские племена.
Первобытное, или доисторическое искусство — искусство первобытного общества, созданное до появления письменности.
Погребальный инвентарь — археологический термин, означающий совокупность предметов, сопровождающих захоронение. Возникновение погребального инвентаря относится, самое позднее, к эпохе верхнего палеолита. В том или ином виде погребальный инвентарь встречается в большинстве человеческих культур на протяжении всей истории вплоть до современности. В археологическим плане погребальный инвентарь, как и все прочие аспекты погребального обряда, служит важным критерием принадлежности к той или иной культуре...
Бро́нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: XXXV/XXXIII—XIII/XI вв. до н. э., но у разных...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я